Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
По ком звенят "Живые терриконы"? В Горловке прошел региональный фестиваль рок-музыки

Сильные мира сего полагают, что именно они творят окружающую реальность – своими указами, постановлениями и законами. Подобное заблуждение не менее старо, чем само человечество, и, к огромному сожалению, почти неистребимо. На самом же деле, наш мир – это результат творческой деятельности миллионов талантливых поэтов, музыкантов, художников и иных людей искусства. Четвертый региональный фестиваль «Живые терриконы», прошедший 25 августа на вершине одного из горловских отвалов, оставил после себя не только приятные воспоминания, но и надежды на то, что ждущее нас завтра «обязательно будет лучше».

Говорить о рок-н-ролле – задача не из простых. Безвозвратно ушло то время, когда его можно было упаковать в рамки четких понятий и продать в виде молодежного бунт-продукта на рынке шоу-бизнеса. На сегодняшний день рок-н-ролл это музыка, образ жизни и даже смысл бытия. Казалось бы, ему скоро уже стукнет 70, а он все так же молод и энергичен, словно ему 17 лет. Но самое любопытное, что рок-н-ролл до сих пор остается неким музыкальным братством, ведущим неравный бой с конъюнктурой, мещанством и цинизмом. В Донбассе играть хорошую и качественную рок-музыку – дело, приравненное к посмертному труду царя-строителя из Коринфа. К примеру, в Харькове, Киеве или Львове, где культурная жизнь бьет разводным ключом каждые пять метров, для занятий музыкой созданы почти все условия – концертные площадки, единомышленники, слушатели и гибкость социального восприятия. В Донбассе творческому человеку приходится творить на грани выживания, постоянно переживая отчуждение и окружающую моральную закостенелость. Некоторых это ломает и они сдаются, другие – тратят жизнь, чтобы разорвать сей порочный круг.

Американский поэт и рок-идол Джим Мориссон как-то сказал: «Рок-концерты всегда несут функциональную нагрузку – они дают возможность множеству людей с одинаковым жизненным статусом почувствовать ясно и остро свое существование, свое единство». Более точной фразы, характеризующей рок-фестиваль «Живые терриконы-2012», сложно было бы и подобрать. Сюда приехали более 150 человек из разных концов Восточной Украины – Харькова, Луганска, Донецка, Артемовска, Енакиево и Бог весть еще каких городов и весей. Даже многие горловчане в первый раз поднялись на террикон и не поверили, что в их родном городе есть столь живописные места, как это. Окружающий пейзаж дышал умиротворяющей гармонией. Организаторы (творческое объединение «Донбасс Андеграунд») постарались придать ему еще более необыкновенный вид. Картины на каменных глыбах, дерево из разноцветных нитей, загадочные символы – все это создало чарующую атмосферу театра абсурда. Кстати, «приготовления» к фестивалю начались еще за неделю до самого концерта. Музыканты и организаторы своими силами подготовили одну из вершин горловских отвалов к предстоящему рок-действу. Была расчищена площадка, смонтирована сцена, привезен электрогенератор, а в склоне террикона «вырублены» ступеньки. Перед самим концертом для музыкантов и зрителей организаторы соорудили «полевую кухню», где каждый желающий мог согреться чаем или кофе из рук прекрасной Татьяны. Стоит отметить, что рок-концерт также был бесплатным. Кроме того, «Живые терриконы-2012» остались вне политических перебранок властолюбцев. «Музыка и ничего кроме музыки», – примерно так можно выразить его неофициальный девиз. Даже место его проведения держалось в секрете от «патронирующих», «спонсирующих» и «поддерживающих» благотворителей.

Перед тем, как приступить к самому фестивалю, вернусь немного к истокам. Своим рождением фестиваль «Живые терриконы» обязан музыкантам из города Шахтерск, которых еще в 2005 году посетила светлая мысль использовать наши «породные колоссы» в качестве концертной площадки.

«В терриконе заложена энергия шахтерского героизма, страдания и боли. Поэтому для любого жителя Донбасса террикон – это не искусственная гора, а нечто родное, больное и светлое (ЖИВОЕ). Название фестиваля соответствует его духу – мятежному и нежному, живому и больному и главное, ищущему в индустриальном гетто солнца и света», – сказал один из участников «первого восхождения». Правда, первый фестиваль был скорее похож на квартирник под открытым небом, чем на open-air. Участвовало всего три местные группы, а зрителей было чуть более 30 человек. Второй фестиваль состоялся через год уже в Донецке. Здесь приняли участие около 10 исполнителей. Но и этот концерт являлся скорее акустическим междусобойчиком, чем полноценным фестивалем. В столице Донбасса он не прижился и в 2007-ом перекочевал в Горловку. Здесь уже появилась импровизированная сцена-насыпь, баннеры, электричество и музыканты из других областей Украины, а также российские рок-исполнители. Фестиваль оказался настолько необычным, что после него многие неформальные люди при знакомстве говорили: «Я тебя где-то видел. Ты, случаем, на «Терриконах» не был?». Горловские «Живые терриконы-2007» стали для многих донбасских любителей рок-н-ролла своеобразным жизненным перекрестком. И, когда через пять в «вКонтакте» появилось объявление о «Живых терриконах-2012», то люди взволновались не на шутку.

Для всех желающих попасть на концерт встреча была назначена на 17:00 в парке возле бывшего кинотеатра «Украина». Глядя на пришедших, где-то в душе возникло ощущение «остановки времени». Феньки, кожаные браслеты, рюкзаки, длинные волосы, военная обувь, футболки с мертвыми рок-кумирами – все как пять, 10 и 20 лет назад. Разве что в антураже прибавились элементы эмо-стиля и кибер-панка. Через час слушателей организованно посадили в три ПАЗика, которые, весело подпрыгивая на специальном антискоростном дорожном покрытии, двинулись к месту проведения фестиваля. При виде террикона и предстоящего восхождения у многих даже дух захватило, но ступеньки и протянутая к вершине веревка вселили им уверенности, и очарованная пейзажами толпа без особых происшествий добралась до места назначения. Были, правда, девичьи взвизги и скользящие на камнях «знатоки гор», но все обошлось. К этому времени концертная площадка террикона уже представляла собой лоскутный ковер из карематов, палаток и спальников. Дымился котелок, настраивалась аппаратура, знакомились люди. Несмотря на то, что организаторы просили ограничить употребление алкоголя, оный пребывал в данном месте в изрядных количествах. Радует хотя бы то, что на 2/3 это было пиво и вино. Пришедшие сразу же были предупреждены, что спуск с террикона осуществляется с ведома организаторов и при наличии сопровождающего.

Теперь о выступающих. Зажег музыкальные огни горловский рок-бард Вячеслав Давыдов, представляющий проект «Dхарма». Акустично, душевно с украиноязычным колоритом он открыл двери слушательского восприятия. Восточный мистицизм, рок-традиция и пряные слова со вкусом полыни – все это смешалось в потрясающий лирический коктейль, который и предложил распробовать Вячеслав Давыдов подошедшим к сцене. Слушая таких людей, понимаешь, что одна гитара не способна в полной мере передать музыкальную задумку автора. И к третьей песне в голове стали сами собой достраиваться недостающие звуки и инструменты.

Совершенно иную энергетику на сцену привнес гость из Енакиево – Денис «Салык» Солодягин. Блюзовые, хлесткие и ироничные песни ворвались стрижом в сознание слушателей и удивили свежим дыханием его поэтического Шалтай-Болтая. Чем-то он очень напомнил известного луганского рок-барда Александра Литвинова (Веня Дркин). Насмешки, перемежались с грубым гитарным звоном, по которому муравьями карабкались двусмысленные фразочки и тяжеловесные стены куплетов. Есть целая когорта рок-бардов, которые взорвали в свое время представления о русской рок-музыке и рок-поэзии – Александр Непомнящий, Александр Башлачев… Думаю, что Денис Солодягин уже стал на их тропу, у которой, как правило, есть всего два выхода – вверх или вниз.

А дальше было время панк-рока. На сцене появились ребята из горловской группы «Солнечное сплетение» (ех-Базедова Болезнь). Долгая настройка, общение с залом и парабола людского гвалта и шума устремила свои крылья вверх. Трудно рассказать, что с людьми делает панк-ритмика, если это не увидеть воочию. А музыканты, подзадоривая толпу, играли все более энергично, ярко и вызывающе. Ребята тряхнули стариной, за несколько песен, буквально, сожгли весь накопленный до этого зрителями запал. На последней их композиции чувствовалось, что дальше нужно уже что-то более освежающее.

Теплая волна мелодического рока от проекта «ВЕНЕЦиЯ» в лице ее лидера Анны Воиновой стало достойным продолжением вечера. Танцующие и разгоряченные слушатели получили хорошую возможность отдохнуть под нежные переливы акустической гитары, приправленные великолепным женским вокалом и легкой, словно летние облака, поэзией. Казалось, что Анна, играя, создает перед собой полотно из слов и звуков и, буквально, кружится по нему над слушателями.

Следующее выступление было наполнено истинным рок-н-рольным духом и неповторимой донбасской силой. Донецкая рок-исполнительница Желя вновь подняла «зал» на ноги и выстрелила в него мощнейшим творческим зарядом. Песни завораживали, обнажали до костей социальные проблемы общества и внутреннюю борьбу одного человека с творящимся вокруг духовным мраком. Слушая ее, хотелось наперекор всему верить, что окружающая нас действительность не прогнила и метастазы человеческого эгоизма еще возможно остановить.

Первую часть вечера (около 23:00) завершило выступление jazz-rock band «Крок» и талантливой горловской вокалистки Дины Мяловой. На что похоже было выступление? По ощущениям это напоминало английский обед у реки. Плавные ритмы, обволакивающие нереальностью и сюрреализмом и уводящие в фантастические дали собственного сознания. И вот, ты просыпаешься, а вокруг тебя осень, раскрашивающая мир в цвета Ван Гога.

Ближе к полуночи участникам фестиваля продемонстрировали двадцатиминутный фильм горловского режиссера Дмитрия Шмайлюка «Дело №1007». В киноленте участвует один из организаторов «Живых терриконов-2007» – местный музыкант и художник Владимир Гребенкин. Интересный человек со своеобразным взглядом на жизнь и искусство, всем сердцем любивший Горловку и ее мрачную действительность. В июле 2010 года, на тридцать четвертом году жизни, Владимира не стало. После короткометражки зрители могли увидеть и клип на одну из песен ушедшего музыканта – «Фолк-тоска».

Время неумолимо двигало свои гусеницы за полночь, а участники фестиваля были уже не прочь его продолжить. Вторую часть открыла группа ЛихоЛесье. Сделав упор на новое звучание, они представили песни со своего последнего альбома – «Blues 2012». Ребята были встречены на ура. Зрители рукоплескали, а звезды хитро улыбались. В числе прочего, ЛихоЛесье исполнили и кавер-версию песни «Аквариума» - шаманско-трансовое «Мы никогда не станем старше». А на другой кавер-версии уже Вени Дркина) зрители пришли в такое веселье, что начали вытанцовывать «цыганочку».

Словно степной ветер Гуляй-поля, горловских музыкантов сменили именитые гости из села Благодатное – группа Граница. Сегодня они, пожалуй, единственные, кто является участниками всех четырех фестивалей. Ребята, как и ЛихоЛесье, представили свои песни с нового альбома, разбавив парочкой старых хитов. Их позитивная энергия и воля к жизни не могли оставить пришедших равнодушными. Зал подпевал каждой песне и не отпускал ребят, вызывая после каждой на бис.

Достойным завершением вечера стало выступление хедлайнеров фестиваля – электронщиков The Cherry Men, являющихся гибридом house с инди-роком, звуков с цветами и фермеров с НЛО. Несмотря на то, что они не вписывались в формат рок-н-ролла, но по духу это были настоящие The Rolling Stones. Их выступление выжало последние капли сил из разгоряченных зрителей, которые были несколько поражены напором и экспрессией «вишневых пришельцев». Кстати, на фестиваль они попали буквально с поезда, отыграв до этого на закрытой вечеринке под Днепропетровском.

Глядя на опустевшую к трем часам ночи сцену и разошедшихся по группам с акустическими гитарами людей, в голову приходили довольно любопытные мысли. К примеру, о том, насколько приятно наблюдать человеческое единство. Когда нет никаких споров о том кто лучше, кто богаче или сделал больше пользы для простых людей. Люди сами берут и делают – музыку, фестиваль, приятную атмосферу. Не ради денег, а чтобы побыть немного вместе.

По материалам: www.0624.com.ua



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33