Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
Игумен Сергий (Рыбко) о роке, фестивалях и многом другом

1. Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, про Ваш путь к Православной вере, что подвигло Вас стать священнослужителем, вы ведь выходец из неформалов 70-х г.г.

К православной вере меня подвигло желание быть свободным человеком. Ранее это же самое желание привело меня к движению хиппи. Я почему-то очень остро ощущал недостаток свободы. С этим понятием, прежде всего, ассоциировалось такое понятие как жизнь.

Чем больше свободы, тем полноценнее жизнь. Наоборот, отсутствие свободы – смерть. Для меня вопрос свободы был решающим. Сначала я чаял найти ее в социально-политических системах. Некоторое время разделял взгляды анархистов. Но "системные" люди (так называли себя тогда русские хиппи) переубедили меня, доказав, что любые социально-политические изменения все равно в той или иной форме приведут к деспотизму. Настоящая свобода, поэтому возможна только в некоем внутреннем духовном отношении – то есть, на путях религии. Познайте Истину, и Она освободит вас (Евангелие от Иоанна) – вот высшая свобода. Выше не бывает! Сопоставляя различные религии между собой, я убедился в том, что только Православие дает на земле самую высокую степень освобожденности. Кроме того, христианская вера наполняет жизнь высочайшим смыслом, который заключается в непрестанном служении ближнему в Боге. Православие – таинственно, глубоко мистично, светло и радостно. В Евангелии сокровенно содержатся ответы на все вопросы жизни как вечной, так и временной. Господь же – Высочайшая Сияющая Любовь и Премудрость, сладчайшая Любовь не выразимая словами. Он – Свет, Жизнь и Радость

Между прочим, идеалы русских хиппи конца 70-х теснейшим образом соприкасались с Христианством. Лозунг "Христос был первый хиппи" наиболее глубоко выражал это соприкосновение. Не Будда, не Магомет, ни Конфуций, при всем к ним уважении, а именно Христос…

2. Известно, что рок – это культура свободолюбивых и мыслящих людей, но при этом не терпящая никаких ограничений и рамок. И многие зачастую отождествляют неформалов как бездушных, безграмотных сатанистов, у которых нет ни Бога, ни Родины, ни уважения к предкам. А кто они для Вас эти неформалы, рок-музыканты и их поклонники?

Удивительно, но наше бунтарское поколение хиппи, рокеров и т.д., как Вы точно подметили, "не терпящее никаких ограничений и рамок", тем не менее, почувствовало высшую свободу именно в Христианском мировоззрении. Христос, довольно жестко ограничивающий проявления порока заповедями, действительно дает освобождение. Тогда как сатана, обещающий немедленно "все, здесь и сейчас" (как правило, за счет других), в конечном итоге ввергает человека в ужасную кабалу. Посмотрите, например, на наркозависимых, пьяниц, воров, развратников, извращенцев и т.д. – всё это жертвы сильнейшей несвободы. Все они начинали с того, что делали, как они думали, что хотели. А теперь и рады бы избавиться от порока, но как пойманные рыбки сидят на крючке и покорно, не сопротивляясь, направляются туда, куда захочет их потащить рыбак.

Нет, конечно же, неформалы – никакие не "бездушные, безграмотные сатанисты". Те неформалы, которых знал и знаю я, - это начитанные ищущие молодые интеллектуалы. Смею заявить – будущая элита России. Уже сейчас они гораздо свободнее и смелее в своих суждениях, чем многие их молодые сверстники. Неформалы не зашорены коллективными взглядами и штампами, принятыми в современном обществе. Это живые ищущие Высшую Правду души. А тот, кто ищет, всегда найдет. Дай Бог этому поколению не сломаться, не заблудиться, не оступиться. Споткнувшись, тут же встать. Самое же главное – не предать высокие идеалы своей молодости, остаться верными им, пусть даже вопреки общепринятому мнению окружающего общества. Живая рыба всегда плывет против течения, потому что таким образом больше кислорода попадает в ее легкие. Полумертвая же и дохлая рыба, может быть, и рада плыть так же, но у нее нет сил. Поэтому удел таковой – плыть по течению, пока последние силы не оставят в каком-нибудь мутном омуте.

3. Есть ли для Вас неприемлемые рок-концерты, которые вы никогда бы не поддержали и не посетили (например сатанисты играющие"блэк")?

Почему я проповедую именно на рок-концертах? Потому что настоящий рок всегда несет в себе жизненную силу и философию. Рок – интеллектуальная музыка для думающих людей. Поэтому слово благовестия на рок-концерте как нельзя кстати. Конечно же, рок очень разнообразен. Группы сатанистского направления, последователям которых «все ясно», не будут меня и слушать. Зачем же перед ними "метать бисер"? Подождем, пока эти молодые люди одумаются, убедятся на опыте, что дьявол есть лжец и отец лжи, что он еще никогда никому не помог и помогать не собирается. Когда у них возникнут сомнения – вот тогда и поговорим с ними.

Затрудняюсь я также благовествовать перед поклонниками попсы. Чувствую себя всякий раз очень неловко, у меня такое впечатление, что слово Божие там не уместно и Бог не нужен. По сравнению с этим, рокеры подобны алчущим и жаждущим, которые с нетерпением ждут слова о Христе. Я ощущаю это всегда, когда обращаюсь со словом благовестия к рокерам. И всякий раз их благодарные сердца отвечают взаимностью.

4. Помните ли Вы, на каком рок-концерте, впервые были как священнослужитель и какова была реакция участников?

Впервые на рок-концерте я решился обратиться с проповедью к молодым людям в сентябре 2003 года. Это было в Ярославле, куда я приехал по приглашению молодежного отдела Ярославской епархии. Со мной приехали хард-рок группа "Если" (лидер – экс-гитарист "Черного кофе" Стас Бартенев), группа "Бабушкины сказки" и православный гусляр Дмитрий Земсков. Выступления музыкантов перемежались моими краткими обращениями к сотням молодых людей, собравшихся в зале. Трехчасовой концерт пролетел как одно мгновение. Десятки юношей и девушек после концерта подходили и благодарили. Многие светские СМИ опубликовали положительные отзывы, православные СМИ молчали. Мне потом передали, что Владыка Ярославский Кирилл с юмором характеризовал происшедшее следующими словами: "Это был наш православный шок". Тогда я своими глазами увидел, насколько эффективно и плодотворно обращение священника к молодым людям именно во время рок-концерта.

5. Какой рок-фестиваль или рок-концерт стал для вас самым запоминающимся?

Самым запоминающимся стал "Рок над Волгой – 2010" (город Самара). Фестиваль собрал цвет русского рока. Хэд-лайнерами были "Deep Purple" и "Алиса". Мне удалось перекинуться несколькими словами с Яном Гиланом: поблагодарить его от лица нашего поколения за ту любовь к свободе, которую возрастила в наших сердцах его музыка. Ян принял икону Божьей Матери из моих рук, с благоговением произнес: "It is fantastiс!"

Один из основателей Deep Purple Ян Гиллан (в центре), игумен Сергий (Рыбко) и Юрий Агеще

На фестиваль прибыло более двухсот тысяч молодых и не очень рокеров. Краткую четырехминутную проповедь мне довелось говорить между выступлениями Вячеслава Бутусова и группы "Аквариум". Конечно же, я очень волновался, поскольку, по всей видимости, ни один православный проповедник еще не выступал перед такой многочисленной аудиторией. Как примут? Как и что сказать, чтобы это коснулось хотя бы нескольких сердец? И вот я выхожу на сцену. Я православный священник, представитель Церкви, посланник Христа. Какая высокая ответственность! Многотысячная аудитория затихает. Молодые люди смотрят на меня, ждут, что я скажу. И вот здесь я, наверное, ощутил то, что чувствовали апостолы, когда предлагали слово Божие своим слушателям. Все сомнения, усталость, поношения, инсинуации в Интернете – все это ничто по сравнению с тем, как многие тысячи душ стоят, желая слышать слово Божие: "…Молодые люди! Я шел сюда тридцать лет и обращаюсь к вам как представитель поколения дворников и сторожей!.. Здесь и сейчас мы передаем вам священное знамя русского рока. Вместе с тем вручаем драгоценнейшую чашу самого лучшего тысячелетнего вина – Православную веру!... Храните их достойно и передайте будущим поколениям – вашим детям и внукам…"

Эти четыре минуты, к которым я действительно шел тридцать лет, вероятно, были самым значимым событием в моей жизни. Я очень надеюсь, что-то, что я сказал, посеяло хотя бы в немногих сердцах ростки веры. Далее их будет взращивать Господь.

6. Как Вы относитесь к инициативе введения в школах уроков Православия? Каким образом или посредством чего родители должны знакомить детей с верой и что нужно предпринять для укрепления Православия в России?

Преподавание в школах основ Православия считаю положительным явлением. Предмет должен преподаваться воцерковленными подготовленными специалистами, достойными людьми, которые не только могут рассказать о Христе, но и явить в своем лице нравственную красоту Христианства. Очень сожалею, что в детстве никто не рассказал мне о Боге – не предотвратил тех нравственных ошибок, которые я совершил по греховности моей и неведению. Без осознания значения Православия, знание истории, литературы и культуры будет неполноценным. "Русский – значит православный" (Ф.М.Достоевский). Даже тем детям, которые исповедуют другую религию, будет полезно познакомиться с цивилизационными основами того общества, в котором они намереваются жить. А одна из незыблемых основ любой цивилизации – религия.

Родители воцерковленные, зная сокровище Православной веры, не могут не приобщать детей к ее ценностям. Те же родители, которые недостаточно воцерковлены, могут привести своих детей в воскресные школы при храмах и всячески способствовать введению Основ Православной веры в светских школах.

Чтобы Православие укрепилось в России, нужно, прежде всего, дать возможность Церкви распространять православное вероучение, во-вторых, принять меры к ограничению бесстыжей клеветы на Православную Церковь и ее историю со стороны СМИ (я не говорю о конструктивной критике). Необходимо озаботиться строительством храмов, которых катастрофически не хватает. Причем современное государство, считающее себя правопреемником того государства, которое ограбило и уничтожило православные храмы в первой половине XX века, должно материально поучаствовать в их возрождении и вернуть отнятые святыни, которые ныне гибнут в музейных запасниках.

7. Каким Вы видите будущее нашей страны, и что для вас значат слова: Русский, Православный, Патриот, Гражданин?

"Русский, православный, патриот, гражданин"- для меня есть единое понятие и заключает оно в себе, прежде всего, ответственность, как человека, так и христианина за вверенное мне участие в жизни общества, то есть, современной России. Как человек я отвечу перед людьми, а как христианин – перед Богом на Страшном суде – за все мои грехи. Если же Господь сподобит сделать что-либо доброе, и этим обогатить жизнь окружающих меня людей, сделать их светлее, красивее и тем самым, ближе к Богу, - нет ничего выше этого. То, что люди называют обыкновенно счастьем, для меня заключается в ежедневном и ежечасном служении ближним.

Будущее моей Родины вижу в возрождении ее из пепла забвения и безбожия как великой Православной Державы для благовестия другим народам, не знавшим Истины Православия или отпавшим от нее.

Уважаемы читатели! Приближается праздник Святой Пасхи. Светлое Воскресение Христово – самый главный христианский праздник. В этот день православные празднуют не только воскресение Христа из мертвых, но и воскресение каждого из нас. Потому что мир сотворен Богом так, что человек умирать не должен. И это, наверное, одна из самых главных истин в нашей жизни. Поэтому, верите вы или не верите в Бога и воскресение из мертвых, прошу, зайдите в этот светлый день в православный храм, побудьте в нем хотя бы какое-то время, хотя бы несколько минут! Вдруг случится так, что в вашем сердце вы ощутите голос Божий…

Интервью вышло при содействии Координатора СПБ РПЦ Юрия Агещева и Галины Александровой (Сестричество во имя Святителя Игнатия Ставропольского).

Источник: www.muz24.ru



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33