Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
Progressive Rock

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) - амбициозный, эклектический и часто грандиозный стиль рока, появившийся в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжает существование как музыкальная форма.

Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и несколько значимых американских и канадских групп. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжена, в отличие от американского рока, больше вобравшего от R&B и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симф-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.

Создатели прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, классической или этнической музыке. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых измерениях и гармониках.

Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х (Jethro Tull, Yes, Genesis, Pink Floyd, Emerson, Lake and Palmer, Rush и King Crimson) звучали не особенно похоже - хотя многие (включая и некоторых музыкантов) считают, что они играли прогрессивный рок (в данной статье придержимся этой точки зрения, по крайней мере относительно того, что играли эти группы в 1970-х). Принадлежность нескольких других групп и музыкантов, таких как Фрэнк Заппа, Deep Purple, Phish, Radiohead и Tool к жанру менее очевидна.

Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles и многие психоделические группы начинать совмещать традиционный рок с инструментами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, хоть и без продуманной структуры (например, «In-A-Gadda_Da_Vida» группы Iron Butterfly).

Группы вроде The Nice и Moody Blues начали сознательно комбинировать рок с клаccикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. Эти группы иногда называют «ранним прогрессивом», а иногда — традиционным жанром между психоделикой и прогрессивом. Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на первую «истинную» прогрессивную группу; впервые они появились в Феврале 1969 года. За ними быстро последовали английские группы, играющие прогрессивный рок, включая Yes, Genesis, Pink Floyd, Emerson Lake and Palmer и Jethro Tull.

Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессивный рок отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например Trespass Genesis включает «The Knife»(англ. нож) о жестоком демагоге, и «Stagnation»(англ. стагнация) о выживании при ядерной атаке. Особенно популярным прогрессивный рок оказался в континентальной Европе, в первую очередь в Италии и Франции. В эту эру существовало множество европейских групп, таких, как Premiata Forneria Marconi, Banco del Mutuo Soccorso, и Le Orme из Италии, и Ange и Magma из Франции. Из этих групп лишь PFM имела значительный успех в англо-говорящем мире.

В Германии прогрессивное рок-движение получило шутливое название Krautrock; к нему относят такие группы как Can, Tangerine Dream и другие. Фанаты и историки по разному категоризируют виды прогрессивного рока 70-х годов. Canterbury Scene можно считать под-жанром прогрессивного рока, или просто ещё одним собранием про-групп. Другие группы вели жанр в более коммерческом направлении; эти группы, включая Renaissance и Electric Light Orchestra иногда классифицируют ещё и как «коммерческий рок» или «симфонический поп».

Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середины 70-х, когда про-музыканты регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. В это время сформировались несколько прогрессивных групп из нового света, включая Rush (из Канады), Kansas (естественно, из Канзаса, и Dixie Dregs (из Джорджии). С появлением панк рока в конце 70-х, внимание общественности и критиков в Англии и Штатах повернулось в сторону более агрессивного и простого стиля.

Прогрессивный рок всё больше забывался, как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение является обычным и по сегодняшний день, хотя оно начало изменяться с 2004 года. В ранних 1980-х наблюдалось некоторое обновление жанра, которое вели Marillion, IQ, Saga и Кейт Буш. Группы, появившиеся в это время иногда называют нео-прогрессивными.

Примерно в тоже время некоторые приверженцы прогрессивного рока изменили направление, упрощая музыку и начиная использовать понятные слушателю электронные инструменты. В 1982, заранее популярная группа Asia, в состав которой вошли Стив Хоув (Yes), Карл Палмер (ELP), Джон Веттон (King Crimson) и Джефф Доунс (Yes) неприятно удивили фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983, Genesis получила всемирное признание с песней «Mama» с акцентом на тяжёлой партии ударных.

В 1984, Yes выпустила неожиданный хит «Owner of a Lonely Heart», наполненный современными электронными эффектами и достаточно понятный, чтобы его можно было пускать на дискотеках, позднее снабжённый транс-миксом. Многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями. Следует отметить, что термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался чтобы подчеркнуть новизну групп, но к 80-м он стал названием специфического музыкального стиля. В результате, такие группы, как King Crimson, которые продолжали изменять свои песни, не всегда являлись «прогресивными», тогда как некоторые новые самопровозглашённые «прог»-группы покупали меллотроны чтобы возродить звук ранних 70-х.

И фанаты, и привередливые критики согласились называть «прогрессивным роком» жанр, так что изначальный смысл слова «прогрессивный» в этом случае потерялся. Второго перерождение жанр прогрессивного рока пережил в 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны», было предпринято такими группами, как шведская The Flower Kings, британская Porcupine Tree, и Spock’s Beard из США. Одна из наиболее важных групп движения альтернативного рока, The Smashing Pumpkins развила прогрессивный рок в свой собственный, электрический стиль, даже выпуская два альбома с одинаковым концептом.

Работа современных музыкантов, таких как Ween и пост-рок групп наподобие Sigur Ros, Godspeed You! Black Emperor и Muse, можно отметить, вобрала в себя некоторые экспериментальные элементы прогрессивного рока, кое-где совмещённые с эстетической чувственностью панк-рока, вместе создающие музыку, которую можно назвать многообещающей и образной. Более хорошим примером современной пост-рок группы, наверное, является The Mars Volta, которая нарочито смешивает панк с прогрессивным роком, два противоположных стиля.

Из других экспериментирующих музыкантов можно назвать японского композитора Такаши Йошимацу, отмечающего значительное влияние прогрессивного рока на свою работу. Также существует некоторое количество современных прог-групп - таких как Mostly Autumn, сочетающая кельтику, отчасти язычество и влияние ранних стилей про-рока. Другие группы вкладывают прогрессивный рок в своё звучание, явно и неявно, включая Blood Brothers, Dog Bone Sanctuary, Coheed and Cambria, Dolour, Mastodon, Foo Fighters, Ruby Doe, Turn to Fall, Vendetta Red, Vindaloo.

Универсальные признаки прогрессивного рока

Длинные композиции, иногда дольше 20 минут, со сложными мелодиями и гармониями. Их часто называют «эпическими», и они являются самым явным подражанием жанра классической музыке.

Самым ранним примером (и, наверное, первым набором из многих частей в прогрессивном роке) можно назвать композицию «In Held Twas In I» группы Procol Harum, длящуюся 17 минут 30 секунд. Другие знаменитые примеры — «2112» группы Rush, 23-минутная композиция Pink Floyd «Echoes» и их более ранняя «Atom Heart Mother», и 43-минутная «Thick as a Brick» группы Jethro Tull. Самыми характерными являются, пожалуй, часовая «Light of Day, Day of Darkness» Green Carnation и 42-минутная «Six Degrees Of Inner Turbulence» Dream Theater.

Многие другие композиции прогрессивного рока составлены из меньших частей (часто, но не всегда, подписанных на списке композиций альбома), которые в некоторых случаях трактуются как самостоятельны песни. Часто части разделяются в действия на манер классических пьес. Например, композиция Yes «Close to the Edge» состоит из четырёх частей, «Hemispheres» Rush из семи, «Shine On You Crazy Diamond» Pink Floyd из девяти. Сингл Yes «Soon» — на самом деле пятиминутная вырезка из «The Gates of Delirium», длящейся 20 минут; аналогично, части упоминавшегося «Thick as a Brick» Jethro Tull появлялись как отдельные песни в отдельных компиляциях.

Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война и сумасшествие. Песни прогрессивного рока редко посвящаются любви или сексу и почти никогда не затрагивают традиционные объекты популярной музыки, вроде танцев, машин и проч.

Большинство групп прогрессивного рока также избегали прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями — например, альбом Genesis Selling England by the Pound (англ. Продавая Англию за фунт) посвящён теме противостояния коммерции и национализма, тогда как альбом Emerson, Lake and Palmer Brain Salad Surgery (англ. Хирургия мозгового салата) постепенно переходит от природы к технике, показывая опасности замещения человека машиной.

Группы движения «Рок в Оппозиции», которых также часто приписывали к музыкантам прогрессивного рока — важное исключение, так как они часто упоминали конкретные политические реалии. Такими же исключениями можно считать противоречивый альбом Pink Floyd 1983 года «Final Cut» и их же «Pigs (Three Different Ones)» альбома «Animals» 1977 года. Концептуальные альбомы, в которых тема или история исследуется на протяжении всего альбома в манере, аналогичной фильму или пьесе.

В дни винила в альбомы вкладывались подробные буклеты и постеры, продолжающие концепцию. Примерами могут служить The Lamb Lies Down on Broadway Genesis, Dark Side of the Moon и The Wall Pink Floyd, и более новые Operation: Mindcrime Queensryche и Metropolis Part II: Scenes from a Memory Dream Theater. Необычные вокальные стили и использование вокальных гармоний из многих частей. См. Magma, Robert Wyatt, Gentle Giant и Spock's Beard. Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты.

Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты фронтменом Jethro Tull Яном Андерсоном. Клавишные, включая синтезатор, орган, пианино и меллотрон обычны для прогрессивного рока, в отличие от других жанров. Другим популярным инструментом является этническая перкуссия. Группы прогрессивного рока также экспериментировали с техникой, манипуляцией волнами и обработкой звука на компьютере и с помощью специальных устройств, а также объёмным звуком (первыми на концертах им начали пользоваться Pink Floyd ещё в конце 60-х годов).

Наверное, довольно неожиданное в наши дни использование оркестров и хоров не так уж часто встречалось в прогрессивном роке среди знаменитых групп; самыми знаменитые примеры рубежа 60-х и 70-х — Atom Heart Mother Pink Floyd и второй альбом Yes Time and a Word. Обычно для изображения оркестра и хора использовался упоминавшийся меллотрон. Не такие знаменитые группы, как, например, Renaissance более тесно сотрудничали с настоящим оркестром. Такой инструментальный выбор, особенно использование оркестра, стал намного привычнее в современном прогрессивном роке. Использование необычной длины такта, музыкального размера или настройки инструментов.

Многие композиции используют разные размеры или/и темп (например в «Thela Hun Ginjeet» King Crimson содержит участки, в которых некоторые участники группы играют в 7/8, а другие в 4/4, создавая эффект «офф-баланса»). Соло почти у каждого инструмента. Особенно знамениты в этом смысле гитарист Стив Хоув, клавишник Рик Вэйкмен и ударник Нэйл Пирт. Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника).

Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры — музыканты Yes Крис Сквайр и Билл Бруфорд или Тони Левин и Бруфорд из King Crimson. Включение в альбомы классики. Например, Эмерсон, Лейк и Палмер использовали вещи Аарона Коупланда, Бела Бартока, Мусоргского и других, а так же И. С. Баха во многих местах. Иногда вставляемая классика значительно интерпретируется; Jethro Tull записала версию Бурре Баха, превратив его в «тонкую джазовую песню для ночного клуба» (по словам Яна Андерсона).

Эстетическое соединение музыки и других видов искусства, направление, берущее начало в Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band и с энтузиазмом подхваченное в эпоху расцвета прог-рока. Некоторые группы хорошо известны оформлением своих альбомов, которое было такой же отличительной чертой группы, как и звук. Это прославило некоторых художников и студии, например Роджера Дина за его работу с Yes и Сторм Торгерсона и его студию Hipgnosis за его работу с Pink Floyd.

Рисунки Руди Гигера к Brain Salad Surgery группы Emerson, Lake and Palmer - и вовсе стали одной из самых знаменитых обложек. Также нельзя не упомянуть фильм The Wall (фильм) по одноимённому альбому Pink Floyd, снятый Алан Паркером с Бобом Гелдофом в главной роли. Использование в композициях различных звуковых эффектов. Это практически «торговая марка» Pink Floyd, для примера можно упомянуть открывающую песню альбома Dark Side of the Moon, но другие группы ими также пользовались; так, можно услышать звуки боя на сингле Jethro Tull «Warchild».

источник:.tu1.ru



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33