Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
История рок-н-ролла

Рок-н-ролл (англ. Rock’n’roll от Rock and roll) — стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, и рокабилли и т.п. (Википедия)

Термин "рок-н-ролл" изобрел Алан Фрид из Кливленда диск-жокей одной из американских радиостанций. В начале 50-х годов в США была популярной песня в стиле "ритм-н-блюз", в которой была такая фраза: "We'll rock, we'll roll", что примерно означает "мы будем качаться, мы будем кружиться". Эту фразу и пустил в ход Алан Фрид, употребив ее в описании новой музыки, которую он передал по радио. Слово "рок-н-ролл" тотчас же вошло в обиход.

Алан Фрид не только озобрел термин "рок-н-ролл", но и энергично пропагандировал новый музыкальный стиль. В его основе лежал негритянский "ритм-н-блюз", а про Алана говорили, что он знает, как превратить черную музыку в деньги белых. Став знаменитостью, он снялся в нескольких фильмах, самый знаменитый из них "Танцуй рок круглые сутки", где участвовал Билл Хейли, пожалуй, самый первый исполнитель "чистого" рок-н-ролла. И все же основной источник доходов предприимчивого изобретателя составляли взятки, полученные от пейолы прокручивания по радио пластинок определенных исполнителей (ведь каждый раз исполнитель получает немало денег от радиокомпании). В результате в 1960 году Алан Фрид был приговорен к заключению и денежному штрафу и вскоре умер от алкоголизма.

Еще один человек, который претендует на авторство в создании рок-н-ролла, это Маленький Ричард негританский певец, исполнитель музыки "ритм-н-блюз". В 1973 году он заявил, что является основателем рок-н-ролла, подобно тому, как Форд основателем фирмы "Форд". Маленький Ричард утверждал, что именно он первым ускорил темп ритм-н-блюза, и это стали называть рок-н-роллом.

На самом деле рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому чернокожие музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания. Билл Хейли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им однако стилистику рок-н-ролльного звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954—55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтесенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бессчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами — Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Развитие рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на очевидное стремление последних обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» (The Beatles) середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. (особенно Чака Берри и Литла Ричарда) были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин — «рок».

Традиционный рок-н-ролл, как жанр рок-музыки, несколько раз переживал возрождение: в конце 1960-х (группы Creedence Clearwater Revival, Mungo Jerry), в середине 1970-х (Shakin' Stevens, Showaddywaddy) и, наконец, в начале 1980-х гг., когда многие панк-группы взяли на вооружение рокабилли (Stray Cats), — они же дали рождение сайкобилли. В 1986 году был учреждён «Зал славы рок-н-ролла», в который ежегодно на церемении в Нью-Йорке вводятся влиятельные исполнители рок-музыки (не обязательно жанрового рок-н-ролла 50-х гг.). В 1993 году в Кливленде, шт. Огайо, был открыт музей «Зала славы рок-н-ролла»

источник:.tu1.ru



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33