Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
Этническая музыка

Этническая музыка(англ. World music, этника, этно, музыка народов мира, музыка мира) — аналог английского термина «world music». В самом широком смысле: современная народная музыка различных культур мира, в более узком: обобщение всех жанров современной народной музыки за пределами западных стран (то есть — народов Азии, Африки, Восточной Европы, Океании, Центральной и Южной Америки).

Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов АвстралииВ этнической музыке делается упор на заимствованные из народной музыки традиционные мотивы, звукоряды, иструменты, манеры исполнения, итп. Примерами инструментов этнической музыки (нередко заимствованных и другими жанрами) являются ситар и диджериду.

Английский термин «world music» относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки, и берущей начало вне сферы культурных влияний западной Европы и англоязычных стран. Вкратце world music можно определить, как «местная музыка извне» или «чья-то ещё местная музыка».

Термин получил распростанение в 1980-х годах, как раздел для классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает не только народная, но и популярная музыка с традиционнам элементами за пределами западных стран, и та музыка, на которую повлияла этническая музыка развивающихся стран (например, афро-кубинская музыка).

Интерес западной цивилизации к экзотической для неё традиционной музыке существует довольно-таки давно, и, как следствие, существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов центральной Европы, и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки афро-американцев и аборигенов северной Америки.

В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам народной музыки. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар. Тогда же широкую популярность приобрели стиль регги, берущий начало в народной музыке Ямайки, и, в частности, его популярнейший исполнитель Боб Марли.

В 1980-х годах на западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка были перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие), фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988; «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. Произошло её пересечение с такими стилями как рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, Yat-Kha), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: Волга, Deep Forest, Иван Купала ), ранние альбомы Yat-Kha, State of Bengal). Среди успешных исполнителей этнической музыки: Горан Брегович, Нусрат Фатех Али Кхан, Youssou N'Dour.

Ритм-энд-блюз (англ. rhythm-and-blues, сокращённо R&B) — самое широкое обозначение всей музыки, исполняемой чернокожими музыкантами и не вписывающейся в определения джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов журнала «Billboard» вместо несколько пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.

С ослаблением расовой сегрегации в США термин «ритм-энд-блюз» эволюционировал в сторону обозначения широкого спектра музыки «соул» и «фанк», исполняемой музыкантами всех рас и национальностей. Не принято включать в состав ритм-энд-блюза рок, хип-хоп и рэгги, сложившиеся в качестве самостоятельных направлений в более поздний период.

Американская академия звукозаписи ежегодно вручает премии «Грэмми» в номинациях «лучший мужской вокал в стиле ритм-энд-блюз», «лучший женский вокал в стиле ритм-энд-блюз», «лучшее вокальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз в дуэте или группой», «лучшая песня в стиле ритм-энд-блюз», «лучший альбом современного ритм-энд-блюза», «лучшее исполнение в стиле традиционного ритм-энд-блюза», «лучшее инструментальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз».

Истоки

Ритм-энд-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией т. н. «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вольф.

Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «чёрных» гетто больших городов: приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителей в «черные» клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин «ритм-энд-блюз», отражавший сложившиеся изменения.

Ритм-энд-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, растеряв некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз стал гораздо более однообразным, на первое место вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза отошла на задний план. Среди классиков раннего ритм-энд-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Хаулин Вольф и Джо Тернер.

На рубеже 1950-х годов под влиянием Мадди Уотерса молодые чернокожие гитаристы (Чак Берри, Бо Дидли) и пианисты (Литл Ричард, Фэтс Домино) осуществили подлинную революцию в ритм-энд-блюзе и популярной музыке в целом, создавая заводные, обладающие бешеной энергетикой мелодии и дополняя их словами на остро современные, прежде запретные темы. Предприимчивый дискжокей Алан Фрид, заметив новую тенденцию, придумал для этого направления название «рок-н-ролл». Первоначально белая аудитория относилась к модной музыке настороженно, однако усилиями таких музыкантов, как Билл Хэйли, Элвис Пресли, Пэт Бун и Бадди Холи, рок-н-ролл распространился среди белых подростков и стал стандартом популярной музыки как в США, так и в Европе (рокабилли).

источник:.tu1.ru



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33