Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
России выпала львиная доля

"Фауст" — самый амбициозный из проектов венецианского конкурса, связанных с литературой, и это, разумеется, не буквальная экранизация, а "прочтение между строк", причем прочтение на родном Гете немецком языке. Сценарий Юрия Арабова включает в себя массив остроумных отточенных диалогов, но они не отвлекают от мощного изобразительного решения картины — монохромного, с вкраплениями художественного цвета, с пейзажами с полотен немецких романтиков и портретами в стиле старых мастеров (оператор Брюно Дельбоннель, известный по фильмам "Амели" и "Гарри Потттер и принц-полукровка", ныне работающий с Тимом Бертоном).

 Александр Сокуров всегда любил экстравагантные костюмы и сложный грим, но здесь, работая с реально большим бюджетом, он впервые использовал спецэффекты в почти голливудском смысле, например, в сцене с выращенным в колбе гомункулусом. При этом режиссер не соблазнился возможностью пригласить звезд: лица в кадре, за исключением снявшейся в эпизоде Ханны Шигуллы, международной публике не известны.

 Германское происхождение темы и стиля отыграно и в общекультурном контексте фильма, и в кинематографическом. В нем появляется персонаж по фамилии Вагнер как индикатор немецкого мифа, атмосфера многих сцен насыщена клаустрофобией экспрессионизма, а финал разыгрывается в метафорическом аду, снятом в Исландии, среди скал и гейзеров,— он явно ассоциируется с нацистским увлечением эстетикой "горных фильмов". "Фауст" логично завершает "тетралогию власти" А.Сокурова, начатую 12 лет назад "Молохом", где, по сути дела, дана реальная, а не метафорическая развязка того сюжета, который завязан в "Фаусте".

 "Фауст" возвышался над уровнем конкурса, собранного — возможно, в последний раз — директором Марко Мюллером и не страдавшего от дефицита имен и амбиций. В отличие от прошлогоднего главы жюри Квентина Тарантино, Даррен Аронофски проигнорировал все американское кино. И поскупился на награды англоязычному. "Стыд" получил приз за лучшую мужскую роль, бесстрашно и трогательно сыгранную Майклом Фассбендером, но не более того. И это тоже правильно, поскольку в режиссуре Стива Маккуина проявились симптомы сентиментального гламура. "Грозовой перевал" Андреа Арнольд отмечен за операторскую работу Робби Райана: не поспоришь, она действительно превосходна. Не вызывает возражений и награда за сценарий фильма "Альпы" Йоргосу Лантимосу и Эфтимису Филиппоу.

 Специальный приз жюри достался лучшей из итальянских картин конкурса — "Твердой земле" Эмануэле Криалезе. Обладателем "Серебряного льва" за режиссуру стал Цай Шанцзюнь за фильм "Люди гор и люди моря" — историю мести на фоне полной социальных контрастов китайской провинции. Лучшей актрисой признана неведомая публике Дини Ип: в картине "Простая жизнь" режиссера из Гонконга Энн Хуэй она с большим чувством сыграла пожилую служанку богатой семьи, чьи дни подходят к концу. Награда памяти Марчелло Мастроянни для лучших молодых артистов досталась японцам — Сете Сомэтани и Фуми Никайдо из фильма Сиона Соно "Химидзу" ("Крот"): они изобразили живущих на грани нервного срыва парня и девушку, отвергнутых обществом и своими родителями.

 Японцы победили и в параллельной программе "Горизонты": главным призом награжден фильм "Котоко" Синя Цукамото — о матери, страдающей от раздвоения зрения. Вместо одного человека она видит сразу двух, что создает предпосылку для любопытных визуальных эффектов. Хотя был кандидат на победу и покруче, причем тоже японский — "Cut" ("Срезки") Амира Надери. Возможно, ему помешало то, что, перечисляя 100 лучших фильмов мирового кино, герой этой картины назвал работы других китайских режиссеров, но не возглавлявшего жюри "Горизонтов" Цзя Чжанкэ.

Источник: http://minprom.ua/



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33