Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
Россия. Клуб страха.

В советские времена жанр фильмов ужасов отечественными кинематографистами фактически не культивировался. Отдельные работы, двигавшиеся в этом направлении, упорно относили либо к фантастике («Заклятие долины змей», «Вельд»), либо к детективу («Дикая охота короля Стаха», «Десять негритят») или экранизации школьной классики («Вий»).

Перестройка предложила зрителям новые жанры и новых героев, но фильмы ужасов продолжали скромно выглядывать из-за кулисы, которая раздвигалась, когда фильм оказывался широкоэкранным. Например, едва ли не первая попытка отечественного режиссера – «Псы»(1989) Дмитрия Светозарова – осталась практически незамеченной. Главные роли в этой картине исполнили Юрий Кузнецов («Мой друг Иван Лапшин», «Дневник камикадзе») и Андрей Краско («Я остаюсь»), а музыку написали музыканты группы «Машина времени».

История о собаках-людоедах, брошенных своими хозяевами, оказалась невостребованной, хотя и была чрезвычайно злободневной. Распад Советского Союза выпустил на волю все ужасы переходного периода, когда граждане покинули категорию зрителей и превратились в обычных страждущих потребителей. Хотелось хлеба – зрелищ не ждали.

Практически все 90-е кинопроизводство провело на коленях (Никита Михалков и «Утомленные солнцем» не в счет), так что появившиеся в прессе сообщения о реализации на базе студии имени Горького проекта малобюджетных зрительских фильмов прозвучали сенсацией. В число сделанных в 1997 году картин вошли и первые российские хорроры – «Змеиный источник» Николая Лебедева с Евгением Мироновым и «Упырь» Сергея Винокурова с Алексеем Серебряковым.

Но для этих более чем достойных лент зритель так и не нашелся – отечественный кинопрокат лежал в руинах. Если бы не эти обстоятельства, то увидеть занимательные истории про героя с осиновым колом под мышкой и маньяка в маленьком городе могли бы не только критики – по роду своей профессиональной деятельности.

Впрочем, это смутное время-таки оказалось удачным для Николая Лебедева – фактический дебютант настолько проникся идеей съемок триллеров на российской почве, что затем последовали «Поклонник» (1999) и «Изгнанник» (2004, совместное американо-российское производство).

Наступил 98-й год – малобюджетное кино лишилось всякого бюджета, и фильмы ужасов окончательно ушли в тень. «Второе пришествие» жанра наступило только в нулевых, когда, насмотревшись зарубежных ужастиков, молодые режиссеры под присмотром продюсеров, и благо кинотеатры успели вырасти, ринулись снимать «первые отечественные фильмы ужасов».

Спустя четыре года после схлынувшей волны оказалось, что результат никак не превзошел зрительские ожидания. Практически все картины были очень амбициозны, скроены по голливудским сценарным лекалам, их снимали поклонники жанра, но увы – жанр никак не давался, фильмы зачастую терпели коммерческие неудачи.

Режиссер Олег Фесенко решил перекроить классику от Н.В.Гоголя – современную «Ведьму» (2006) снимали на английском языке и только потом переозвучили для российского проката. Хома Брут превратился в любознательного журналиста Айвана, но постмодерн не вышел творчески убедительным, хотя фильм принес своим создателям прибыль. Аудитория у картины оказалась чуть шире традиционной – Гоголя зрителям давно не делали.

Зато потом кинематографисты аккуратно и очень четко переключились на молодежь – главного потребителя голливудских фильмов ужасов. И если «Мертвые дочери» (2007) Павла Руминова еще черпали вдохновение в картинах о японских школьницах с распущенными волосами, то «Путевой обходчик» и «ССД» игрались на территории американских слэшеров, где кайло и длинные ножи – лучшее средство против визжащих девушек в облегающих топах.

Вышеназванные ленты потерпели неудачу в прокате и принесли своим создателям кучу уничижительных рецензий, в которых отдельным светлым пятном выделялось экранное оголение Анфисы Чеховой. Одно было ясно точно – в российской глубинке маньяки на социальной почве зрителям не нужны («Тот, кто гасит свет»). Уж лучше вожделение секса, а потом брызнувшая кровь вместо оргазма.

В прошлом году чуть более удачно показал себя российский вариант жанра «дитя тьмы» - «Юленька» Александра Стриженова собрала почти $3 млн. Интересно, как встретят зрители премьеру нового российского фильма ужасов – «Фобос. Клуб страха» стартует в кинотеатрах на этой неделе. Картину с бюджетом в $1.5 млн. молодой режиссер Олег Асадулин делал под пристальным вниманием продюсера Федора Бондарчука.

Намерения их благородны – сделать крепкое жанровое кино для массового зрителя. Остается надеяться, что хоррорам удастся переломить неприятную для себя тенденцию, тем более что фантастика успешно приватизирована Джеймсом Камероном.

источник:video.ru



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33