Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
О чём кинокомедия «Полосатый рейс»?

В арсенале советского киноискусства есть такие шедевры, что не оставляют равнодушным ни одного зрителя, независимо от его возраста, пола и вероисповедания. Фильм «Полосатый рейс» из этого Золотого фонда.

Его снял в 1961 году режиссёр Владимир Фетин, и в основу сценария были положены реальные факты. Только на самом деле то были не тигры, а медведи. Плыли они от острова Врангеля к Мурманску, где их ждала работа в зоопарке.

И они действительно просочились из клеток на палубу корабля. Белые медведи были очень дорогими, и у команды была задача не допустить того, чтобы медведи упали за борт. Почти как в кино!

А запечатлел всё это веселье капитан дальнего плавания, писатель Виктор Конецкий. Каждый из нас, я уверена, смотрел ленту бессчётное количество раз, по-прежнему продолжая смеяться и находить в сюжете новые нюансы и смешинки. Пишут, будто американцы кусали себе локти, что проморгали такой сюжет.

Причём, если во время первых просмотров не всем удавалось переварить и оценить находки профессионалов смеха, то с годами народ не только разобрал на цитаты уморительную историю, но и научился оценивать ёмкость реплик, видеть другие истории, нанесённые на полотно едва заметно.

В этом году не только 50 лет «Полосатому рейсу», но и 30 лет, как ушёл из жизни Владимир Фетин. Поэтому кинокомедия вспомнилась. Впрочем, она и не забывалась никогда со дня её создания. В 1961 году её посмотрел 31 миллион зрителей, это был рекорд кинопроката!

Владимир Фетин – сын немецкого барона Фетингофа, а родился он в 1925 году в Москве. Женой его была известная актриса Людмила Чурсина.

Есть версия, что идея фильма принадлежит Никите Хрущёву, в то время первому секретарю ЦК КПСС. Говорят, что он поручил снять фильм о дрессировщице Маргарите Назаровой после того, как посетил цирк с королём Эфиопии и был восхищён её мастерством. Но скорее всего прямого указания не было: идея, что называется, проросла.

А я, посмотрев недавно в двадцатый, а может в тридцатый раз комедию, неожиданно нашла в ней другие грани, новый пласт проблем, иные штрихи истории.

Меня осенило, что фильм этот не столько о тиграх, сколько о нас всех. Может, вам будет интересна моя трактовка известного сюжета.

Ведь искушённые мэтры иногда умудряются поместить в произведение не один план и не один смысл, а два и даже три! Используется принцип матрёшки. Моя матрёшка выглядит так.

Из далёкого Коломбо в Одессу отправился сухогруз… Пароход «Евгений Онегин», смело разрезающий волны по дороге домой со странным грузом на борту, – вовсе и не пароход даже, а наше мощное государство. Управляет кораблём мудрый, но добрый капитан, а по совместительству дядя буфетчицы Мариши, по паспорту Марианны. И всё бы ничего, но на территории государства (парохода) стали твориться непонятные вещи.

Козе понятно, что управлять послушным пароходом (государством) – одна приятность. И совсем другое дело, когда происки империализма всё время сбивают его с правильного курса. А всё оттого, что капитан корабля, его играет Алексей Грибов, не устоял, потерял бдительность и взял на корабль в качестве презента взбалмошную обезьянку.

Она же, сыграв роль троянского коня, своей подрывной деятельностью свела на нет незыблемый порядок на корабле (читай: в стране). Команда бросила свою работу и в ужасе разбежалась по закоулкам судна, то бишь страны.

Красивый и мужественный старпом (допустим, руководящая и направляющая) в роли Ивана Дмитриева не смог справиться с ситуацией, а заморский подарок, который он недальновидно пригрел на своей груди, продолжал пакостить профессионально и радостно. И если сначала обезьянка (засланец) проверяла стойкость корабля (страны) по мелочам – болты с гайками и хронометр старпома в борще, хаос на камбузе – то потом извернулась и совершила главную диверсию.

Уже не профессионалы управляли страной, а дорвавшаяся до штурвала обезьяна рулила то «полный вперёд», то «полный назад»!

Но всё же тигры, они (то есть мы), были главным делом ушлой обезьянки. Сначала тигры (народ) сидели в клетках, но хотели есть и немного свободы. Выпустить из клеток их никто бы не решился: кто знает, на что способны свободные создания природы?

На это и надеялся, по всей видимости, буфетчик Шулейкин в искромётном исполнении актёра Евгения Леонова. Этот липовый укротитель случайно попал на высокую должность, наивно думая, что клетка (карательные органы, законы) спасут его от произвола толпы.

Но ведь случаются и революции (или клетку кто-то откроет). Так, из озорства. Как, собственно, и получилось у неугомонной мартышки. Тигры, то есть народ, озверели и вышли из-под контроля. Даже помощь западных демократических дрессировщиков не помогла. Их консультант спасся на вертолёте с воплем: «Я не трус! Но я боюсь!»

Потом этот вопль мы услышим ещё раз в исполнении Юрия Никулина в талантливейшей комедии «Бриллиантовая рука».

В кино есть сцена, где старпом Олег Петрович яростно сражается с тигром. Успокойтесь: этого на самом деле не было. С тигром сражался не старпом, а настоящий укротитель Константин Константиновский, муж Маргариты Назаровой.

Сцену же со спящим львом очень долго не удавалось отснять: лев, видно, заподозрив неладное, ни в каком виде не хотел употреблять снотворное. В итоге пришлось пойти на самые крайние меры. Старого льва решили застрелить и снять нужные сцены. Так и поступили.

Вопреки расхожему утверждению, что женщина на корабле – к несчастью, неуправляемую ситуацию споро разрулила именно она, белокурая и голубоглазая. Кто же Марианна в натуре? Нет, конечно, то, что она талантливейшая дрессировщица и просто красавица Маргарита Назарова, это известно всем. Я задумалась о другом, кого актриса олицетворяет в развиваемой мною версии.

Все проблемы издавна решали если не Иван-дурак на печи, то Иван-царевич на белом коне, а тут голубоглазая блондинка на тигре! Интересный зигзаг в русском мифотворчестве.

Уж не предложил ли в далёком 1961 году режиссёр, предвидя грозящие нам катаклизмы, в этом фильме свой сценарий спасения России? Может, у него появилось сомнение в том, что одни мужчины, без активного женского участия, решат все проблемы, стоящие перед страной?

Может быть, Владимир Фетин предлагал таким образом оглянуться на успешно работающие модели других государств, в частности – скандинавских, где во властных структурах (не путать с офисами!) до 60% женщин? И как следствие – у них лучшая социальная защищённость населения.

Вот куда меня занесло! На первый взгляд, это необоснованная фантазия.

Но обратите внимание на внешность актёра Алексея Грибова, исполнившего роль капитана корабля. Он поразительно похож на Никиту Сергеевича Хрущёва.

Совпадение? Возможно. А вы как думаете?

источник:shkolazhizni.ru



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33