Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
Большинство россиян учатся не ради "корочки", а для получения качественного образования

Кризис внес корректировки в сознание россиян: если раньше многие поступали в вузы и бизнес-школы лишь для получения престижных дипломов, то сегодня все больше людей ориентируются прежде всего на приобретение качественных знаний, необходимых для жизни в реальных условиях. Разобраться в проблематике помогают специалисты.

Жизнь после лавины

Согласно результатам опроса, проведенного специально для "Газеты" исследовательским центром портала SuperJob.ru, 76% россиян учатся в первую очередь для получения знаний и лишь 19% идут в вузы или бизнес-школы только ради получения "корочки".

По мнению президента рекрутингового портала SuperJob.ru Алексея Захарова, эти цифры показывают серьезную революцию в умах наших соотечественников: "Период экономической нестабильности отсеял из компаний тех работников, которым недоставало реальных знаний и навыков, необходимых для выживания в современных условиях. Люди поняли, что один только опыт (без теоретической базы и теоретического инструментария) позволяет работать от силы год, два и не выдерживает испытание кризисными условиями. После этого наступает так называемый синдром интеллектуального голода и потребности в апгрейде старых знаний или в получении новых. В итоге люди приходят в учебные заведения за качественными программами, а не за "корочками", которые в этих случаях оказываются бесполезными".

Специалисты нередко сравнивают кризис с очищающей лавиной, поскольку трудный экономический период как чрезвычайное происшествие ставит людей в жесткие рамки, предъявляет более суровые требования к качеству персонала. В результате чего руководители и собственники бизнеса оказываются стоящими перед фактом, что существует отчаянная потребность в кадрах, имеющих за душой не веер из дипломов и сертификатов и не огромный опыт работы в условиях финансового штиля, а реальные навыки и знания о том, как выживать в совершенно новых реалиях.

"Совсем недавно была распространена картина, когда люди шли в вузы и школы за "бумажками", которые были необходимы им для повышения своей ценности на рынке труда, — поясняет ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников. — Без этих "корочек" не принимали на работу, без них невозможно было представить себе карьерный рост. Но сейчас мы видим иных людей, студентов нового типа, которые приходят учиться, преследуя иные цели. Они не получают образование впрок, они начинают применять его результаты уже на этапе учебы".

Ошибка кадровиков

Итак, все больше людей идут в учебные заведения за качественными знаниями, получают их и приходят на рынок труда в поисках работы, достойной их уникальным знаниям и опыту. Однако в умах работодателей как до, так и после кризиса никаких революций практически не произошло.

"Мышление кадровиков — это брендовое мышление, — поясняет директор департамента развития Penny Lane Personnel Елена Егорова. — Особенно иностранные компании, у которых на слуху основные российские вузы и бизнес-школы, охотно принимают на работу именно выпускников известных, раскрученных, брендовых учебных заведений, а кандидатуры гениев (если таковые появляются), окончивших на "отлично" пусть даже очень качественные, но пока малоизвестные в деловых кругах вузы, не рассматривают вообще или отставляют на второй план".

Эта тенденция, которая, безусловно, присутствует в сознании многих кадровиков, имеет логичное объяснение.

"Большинство людей, занимающихся подбором кадров (а кроме просто HR-специалистов к ним можно отнести и руководителей и владельцев компаний), живут в плену социалистической зашоренности, когда на всю страну было несколько институтов определенной специализации и среди них по качеству образования выделялись всего одно-два места, выпускающие хорошо подготовленных студентов. Именно из-за этого сегодня многим талантливым людям, окончившим вузы или бизнес-школы с негромким именем, но большим будущим, может быть трудно прокладывать себе путь. Однако именно благодаря своим уникальным знаниям именно эти гении и таланты найдут выход и дадут фору многим выпускникам брендовых учебных заведений.

Что же касается кадровиков, то им хочется пожелать внимательнее следить за тем, что происходит в системе высшего и бизнес-образования", — говорит Сергей Щенников из ЛИНКа.

Долой рейтинги

Относительно критериев выбора учебных заведений (как вузов, так и бизнес-школ) опрос показывает, что люди, в отличие от HR-специалистов, лучше ориентируются в реальной среде и понимают, что при выборе следует обращать внимание прежде всего на то, какие именно знания и какого качества они получат во время учебы.

Как следует из опроса, проведенного исследовательским центром портала SuperJob.ru, 40% респондентов предпочитают выбирать вуз или школу, основываясь на программах обучения. Еще 10% доверяют рекомендациям выпускников, и 5% уделяют внимание именам преподавателей.

По брендам же, то есть по известности вуза, выбирают себе альма-матер лишь 19% опрошенных, что, по мнению Алексея Захарова, довольно мало по сравнению с остальными показателями.

Кроме того, есть люди, которые доверяют рейтингам. "Конечно, — отмечает ректор ЛИНКа Сергей Щенников, — совсем не доверять этому критерию было бы неправильно, поскольку рейтинги никогда не появляются на пустом месте. Но нельзя забывать, что зачастую их составляют далекие от данной темы специалисты и основываются в своих выборках на весьма непоказательной информации.

Чтобы понять, хороший вуз или плохой, какое по качеству в нем дают образование и можно ли доверять его бренду (то есть имени), следует узнать, а применяет ли сам вуз или школа на практике все те маркетинговые и прочие подходы, которым они учат студентов. Вывод прост: если врач не может вылечить себя, то как может пациент доверять ему свою жизнь?

Аналогичная ситуация складывается и в образовании".

источник:.rosbo.ru



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33