Фонд творческих проектов
Основные проекты фонда


Руководство Фонда творческих проектов
Попечительский совет
Наши партнёры
Русская культура в эпоху дворцовых переворотов

В эпоху дворцовых переворотов (1725-1762) литература сделала значительный шаг вперед. На литературном небосклоне появляются такие выдающиеся деятели российского Просвещения, как Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768), Александр Петрович Сумароков (1717-1777) и, конечно, Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Они принадлежали к разным слоям общества. А. Д. Кантемир был потомком (по матери) византийских императоров и сыном молдавского господаря; А. П. Сумароков принадлежал к дворянской верхушке; В. К. Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, а М. В. Ломоносов - сыном рыбака-помора. Но всех их объединяла борьба за дальнейшее развитие просвещения, науки и культуры в России. Они верили, что ее прогрессивное историческое развитие возможно, если носителем передовых идей будет правитель государства. В качестве примера бралось правление императора Петра I.

М. В. Ломоносов в одах, адресованных монархам, рисуя образ идеального царя, призывал их идти по пути, предначертанному Петром I. Антиох Кантемир в сатирах высмеивал приверженцев старины и врагов просвещения и науки. Его «героями» были невежественное и корыстолюбивое духовенство и спесивая боярская молодежь. Не обошел он вниманием и алчность купцов, и взяточничество чиновников. А. Кантемир был первым профессиональным светским поэтом. Он много «путешествовал за знаниями», вел дипломатическую работу в Англии, работал во Франции. А. П. Сумароков в трагедиях обличал деспотизм власти, а В. К. Тредиаковский в поэме «Тилемахида» также выводил отрицательные образы «злых царей». Литература постепенно становится воспитательницей общества, привлекая внимание все более широких читательских кругов.

Благодаря усилиям этих гигантов российского Просвещения и складывается первое крупное литературное направление - классицизм, который господствовал практически на протяжении всего XVIII в. С точки зрения классицистов, долг перед Отечеством должен преобладать над личными, частными интересами.

В противовес средневековым идеям высшим в человеке они считали разум, а не веру, законам которого необходимо подчинить развитие искусства. Совершеннейшими, классическими образцами им представлялись произведения античных авторов.

Масштаб такой фигуры, как М. В. Ломоносов, которого А. С. Пушкин со свойственной ему меткостью и афористичностью назвал «нашим первым университетом», а современники почитали как «высшую ступень славы русского имени», проявился практически во всех отраслях знаний. Добравшись санным обозом из Архангельской губернии в Москву и окончив там Славяно-греко-латинскую академию, он продолжил свое обучение в Петербургском и Марбургском (Германия) университетах. М. В. Ломоносов был философом, физиком, химиком, филологом, историком, механиком. Общее философское воззрение ученого было материалистическим, оно перекликалось со взглядами французских философов-просветителей: Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Вольтера. М. В. Ломоносов первый обосновал закон сохранения материи и движения в природе, на несколько десятилетий опередив в этом француза Лавуазье. В своих трудах он отмечал, что «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте». Этот закон был распространен им и на движение и назван «всеобщим законом природы». Ему принадлежит первое в мировой науке определение молекулы (корпускулы). Ученый выдвинул гипотезу о тепле как результате движения молекул, высказывал идеи об эволюционном развитии всего существующего. М. В. Ломоносов был основоположником антинорманнской исторической концепции, согласно которой норманны (варяги) в лице Рюрика и его дружины не могли оказать значительного влияния на становление и развитие русской государственности. Ученый выступал за отделение науки от религии.

Наряду с М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским нужно назвать такую фигуру, как Василий Никитич Татищев (1686-1750), который был историком, географом и администратором. Главный его труд «История Российская с древнейших времен» в 5 томах. В. Н. Татищев был составителем первого русского энциклопедического словаря - «Лексикона российского», который он довел до буквы «К».

В целом все российские просветители получили образование за рубежом, много путешествовали и жили в Европе, знали какая сейчас погода в Нижнем Тагиле, какая в Риме. Российскому Просвещению были не свойственны антиклерикализм, и что его существенно отличает от западного. У отечественных просветителей наблюдался повышенный интерес к истокам своей истории, неразрывно связанной с православием.

В правление Екатерины II (1762-1796), которая сама активно занималась литературным творчеством и даже пыталась влиять на общую идейную направленность литературы в стране, появляются уже десятки авторов. Наиболее популярные писатели того времени - А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. За «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был назван императрицей «бунтовщиком хуже Пугачева». В «Недоросле» Д. И. Фонвизина жестко высмеивался убогий внутренний мир российского дворянства. Басни И. А. Крылова были также весьма «прозрачны» по своей социальной направленности и обличению.

Стремительно развивается драматургия, постепенно появляются первые образцы художественной прозы. Сатирические жанры были настолько популярны, что у Г. Р. Державина, которого по праву можно назвать крупнейшим поэтом второй половины XVIII в. , сатирическое начало проникает даже в торжественные оды.

Источник: http://gallerix.ru/



Контакты
© 2000-2011 «Фонд творческих проектов». Москва, ул. Новочеремушкинская д.60 корп. 2, тел. +7 (095) 332-25-33